22.2.09

Критерии перехода на аутсорсинг промышленных предприятий

Как работают в мире.

По данным ежегодного исследования журнала Industry Week - IW Census on Manufacturing (3000 американских производственных компаний) 44,7% американских компаний активно пользуются услугами сторонних пециализированных компаний для осуществления перевозок. Также около половины компаний немного используют аутсорсинг содержания оборудования, самого процесса производства. Менее всего используется аутсорсинг снабжения, обслуживания складов и распределения.

Мировые компании переходят на аутсорсинг, чтобы повысить эффективность деятельности компании и расширить свои возможности. Например, сторонняя организация может иметь оборудование, которое необходимо лишь периодически для выполнения разовых операций. Моего приятеля поразило в Америке надпись на заборе вокруг строительной площадки: "Аренда заборов?."

Промышленный сервис.

Интересно было бы посмотреть, что за компании оказывают услуги промышленного сервиса. После небольшого исследования мы увидели, что компании на рынке промышленного сервиса в основном оказывают услуги по ремонту, содержанию оборудования и сдачи его в аренду. Другая крупная группа компаний занимается содержанием промышленных объектов предоставляя услуги дворников, вахтеров, уборки и переработки отходов, сдачи в аренду производственных рабочих.

Чтобы понять объемы рынка достаточно взглянуть на масштабы компаний на нем работающих. Компания Wyko Industrial Services оказывает услуги по аренде оборудования для ремонта станков и сооружений и услуги по ремонту и содержанию зданий и оборудования. Компания работает только в Англии, где имеет около 200 офисов/ремонтных мастерских по стране, что позволяет ей практически мгновенно реагировать на запросы клиентов. Оборот компании 150 млн. фунтов. Компания FBG Service Corporation, оказывающая услуги дворника, вахтера, уборки помещений, уборки и переработки мусора имеет одного из крупных клиентов энергетическую компанию Alliant Energy, у которой она работает по уборке помещений на 188 объектах и обслуживанию территорий на 2400 объектах.

Поставки заготовок.

Легче всего представить ситуацию взаимодействия с поставщиками и перечня закупаемых и перечня изготовляемых самостоятельно узлов и комплектующих на конкретном примере машиностроительной компании. Таковой является JLG Industries - производитель погрузчиков, подъемников и телескопических экскаваторов, с оборотом в 1 млрд. долларов. JLG закупает материалы, в основном стальной лист и узлы, т.е. колеса, гидравлику, двигатели и т.д. Таким образом, производство заключается в самостоятельном изготовлении только корпуса машины, а уже собранные и готовые к установке на машины узлы поступают от поставщиков прямо на конвейер.

Причем поставки организованы таким образом, что поставщик сам определяет время и объемы поставки, благодаря интегрированной системе отчетности и контроля, объемов запасов на складах и запасов на складах поставщика.

Как обстоят дела у нас


Организация производства и рынок узлов, деталей и заготовок в России.

Можно назвать четыре характеристики современного состояния отечественной промышленности, которые характеризуют ситуацию во многих отраслях:

"Натуральное хозяйство" - типичная характеристика устройства российской производственной компании. Собственное производство заготовок (литейный и кузнечные цеха), собственные ремонтные цеха, собственные транспортные цеха и т.д.
"Усталость производства" - производственные мощности изношены, низкий уровень загрузки, с трудом добиваются требуемого качества
"Ограниченные ресурсы" - требуются затраты на ереоборудование. Ограниченные ресурсы не позволяют инвестировать в полный комплекс. Надо выбирать во что инвестировать.
"Надо решаться!" - какие цеха/направления бизнеса развивать, а какие нет. Решить насколько важны для бизнеса заготовительные и вспомогательные производства
Поставки заготовок.

Типичная схема устройства Российской производственной компании, которая верна для многих отраслей может быть представлена на примере ОАО "Ирбитский мотоциклетный завод".

Ирбитский мотоциклетный завод самостоятельно изготавливал тяжелые мотоциклы "Урал" и все запчасти к ним, за исключением некоторых резиновых изделий и электроники. В состав "Ирбитского мотозавода" входили:

Вспомогательное производство: Литейный цех, кузнечный цех, прессовый цех, автоматный цех


Основные производства: механообработка, термообработка, сварка, гальванический цех, лакокрасочный цех


Сборка: сборочный конвейер.


Сейчас после реорганизации было существенно сокращено производство, заготовительные цеха отделяются и готовятся к продаже, в частности кузнечный цех уже имеет нового владельца и необходимые для мотоциклов детали закупаются как у него, так и у нескольких внешних поставщиков.

В перспективе планируется выйти на бизнес-модель похожую на бизнес-модель западных производителей мотоциклов. Западные производители имеют собственную сборку и часто собственное производство двигателей, как ключевого узла мотоцикла. Все остальное закупается в виде готовых узлов.

Основные аргументы "за" и "против" перехода на аутсорсинг заготовок, которые рассматриваются отечественными производственниками.

Аргументы "За":

Прекратятся убытки от заготовительного производства.
Возможно, будет получена прибыль от продажи, которую можно будет инвестировать в основной бизнес/основные цеха.


Концентрация управленческих, инвестиционных и прочих ресурсов на основном бизнесе
Наличие опыта российских компаний по продаже заготовительных и транспортных цехов (ЛОМО, Ирбитский мотоциклетный завод)


Возможно закупать заготовки за рубежом по сопоставимым ценам.

Аргументы "Против":

Процесс передачи на сторону производства заготовок может занимать много времени.
В результате перехода к аутсорсингу повысится риск устойчивой работы предприятия, в случае срыва поставок, неудовлетворительного качества или повышения цен.


Покупка заготовок за рубежом требует более жесткого планирования производства и закупок на 2 месяца вперед и более и связано с прочими трудностями - знаниями языков, таможенных правил и т.д.

В случае принятия решения о продаже заготовительного или вспомогательного производства, возможно будет не найти покупателя


На данный момент нет оснований для того, чтобы утверждать преобладающую силу тех или иных аргументов. Поэтому рынок находится в одвешенном состоянии. Одни компании стараются переходить на аутсорсинг (ЛОМО, Ирбитский мотозавод), другие ищут сторонние заказы для своих заготовительных цехов (Петрозаводскбуммаш), а третьи не желают от них избавляться и сокращают мощность под потребности основного производства (Кировский завод, КАМАЗ). Другая финансовая информация

Комментариев нет: